Автоматизация работы офиса
19.09.2023 13:37:00Содержание:
- Современный офис
- Преимущества автоматизации офиса
- Какие задачи можно автоматизировать
- Электронный документооборот
- Контроль рабочего времени
- Взаимоотношения с клиентами
- Совместная деятельность
- Коммерческая деятельность
- Администрирование офиса
- Защита данных
- Заключение
Чтобы сотрудники работали эффективнее и выполняли рабочие задачи быстрее, важно создать для них наиболее комфортные условия. Автоматизация офиса помогает экономить ресурсы и снижать как прямые, так и косвенные затраты.
Современный офис
В последние годы происходит быстрая цифровизация бизнес-процессов, появляются новые форматы работы: удаленный, гибридный и другие. Это влияет на организацию офисного пространства, которое становится более гибким, адаптируемым и функциональным. Информационные продукты играют в этом важную роль. Они помогают управлять физическим рабочим пространством: менять его планировку, освещение, микроклимат, обеспечивать безопасность. Информационные технологии применяют, чтобы управлять основными рабочими процессами. Их можно использовать не только для контроля за сотрудниками, но и для планирования задач, выполнения рутинных функций, сбора статистики, оценки результатов. Хорошо, если все используемые решения работают как единый комплекс. Это позволит формировать сценарии контроля и оптимизации почти для любых процессов.
Офисное пространство можно автоматизировать на нескольких уровнях:
- организация рабочего места;
- администрирование общих зон;
- оптимизация бизнес-процессов;
- взаимодействие с внешним миром.
При организации рабочих мест сотрудников используют облачные сервисы, создают виртуальные рабочие места. Это позволяет работать с любых устройств: от стационарного компьютера до планшета или даже смартфона. Такие сервисы помогают организовать командную деятельность, они обеспечивают мобильность сотрудникам.
Управлять общими зонами в офисном пространстве можно, автоматически контролируя параметры микроклимата, освещения, мультимедийные устройства, средства безопасности. Комплексы датчиков, управляющих, исполнительных устройств могут обеспечить решение большинства задач: от контроля доступа в офисные помещения до перемещения мобильных перегородок, закрытия штор или запуска проектора в переговорной.
Для управления бизнес-процессами обычно используются отдельные программные решения, с помощью которых между сотрудниками распределяют задачи, планируют их график, формируют команды, обеспечивают поэтапное ведение проектов. Эти программы могут работать как часть единой информационной системы вместе с решениями для учета и формирования отчетности, контроля над взаимоотношениями с клиентами.
Взаимодействие с внешним миром можно автоматизировать как на физическом (контроль доступа), так и на электронном (обмен данными) уровне. В первом случае главная задача —обеспечить безопасность, а во втором — экономить время и решать рутинные задачи. Пример такого решения: автоматическое ведение учета и сбора данных, формирование отчетности для налоговой или рассылка писем контрагентам со счетами-фактурами.
Преимущества автоматизации офиса
Повышение эффективности:
- упрощается взаимодействие между сотрудниками;
- есть четкое планирование задач, распределение обязанностей;
- информация сохраняется, она может использоваться для анализа или любой другой обработки;
- проще контролировать персонал;
- все бизнес-процессы наглядные, прозрачные;
- снижается вероятность ошибок.
Качественное управление:
- руководство имеет доступ к информации о статусе текущих задач, загрузке персонала и т.п.;
- упрощен сбор статистики и анализ — можно корректировать бизнес-процессы;
- проще планировать задачи, расходы, доходы.
Прямая экономия:
- времени — за счет быстрого решения рутинных задач, оптимизации деятельности;
- денег — снижение затрат на расходные материалы, электроэнергию и т.п.
Безопасность:
- физическая защита — контроль доступа исключает проникновение посторонних;
- защита данных с помощью распределения прав доступа, криптографических или других средств.
Какие задачи можно автоматизировать
Автоматизацию в офисе обычно начинают с типовых рутинных задач, постепенно переходя к более сложным сценариям, процессам.
Электронный документооборот
Даже в маленьком офисе количество документации может быть очень большим, поэтому документооборот автоматизируют первым. Акты, отчеты, приказы, накладные или другие документы составляют в цифровом виде. Их заверяют электронной цифровой подписью. Ее использование позволяет заверять документы и обмениваться ими как с контрагентами, так и с государственными органами, например, с налоговой службой. Это снижает расходы на бумагу и печать, упрощает каталогизацию и хранение документов — они хранятся в единой базе, где их легко найти в любой момент.
Контроль рабочего времени
Обычно это компонент более сложной системы управления персоналом. Инструменты контроля позволяют отслеживать поведение сотрудников на рабочем месте, траты времени на решение задач, время работы в удаленном режиме. Это важный инструмент не только контроля, но и оптимизации. Например, с его помощью можно выявлять чрезмерно сложные бизнес-процессы, отнимающие у сотрудников много времени.
Взаимоотношения с клиентами
Их автоматизируют с помощью CRM — решений, которые собирают данные о клиентах, обеспечивают их обработку, позволяют решать целый ряд задач. С помощью CRM можно анализировать спрос или эффективность рекламных кампаний, формировать персональные предложения для клиентов, учитывать историю обращений при обслуживании.
Совместная деятельность
Взаимодействие между сотрудниками — один из основных компонентов рабочих процессов. Упростить и оптимизировать его помогают:
- средства организации видеоконференций — не нужно физически собираться в одном помещении, чтобы обсудить совместные задачи;
- инструменты коммуникации — групповые и личные чаты, ветки обсуждений, переписка в корпоративной почте;
- средства планирования задач с распределением их между сотрудниками, назначением ответственных, сроков, этапов проекта;
- совместные рабочие пространства — проекты, документы с общим доступом.
Коммерческая деятельность
Технологии автоматизации помогают планировать ведение коммерческой деятельности и контролировать его, например:
- отслеживать запасы сырья, пополнять их;
- автоматически рассчитывать себестоимость продукции или услуг, издержки, прогнозируемую прибыль;
- планировать отгрузку товаров или оказание услуг;
- контролировать загрузку сотрудников в разных отделах, распределять задачи;
- планировать и сопровождать продажи, а также другое взаимодействие с клиентом (сервисное, гарантийное обслуживание, повторные продажи и т.д).
Чтобы автоматизировать коммерческую деятельность, можно использовать стандартные сценарии (например, обращение клиента, отгрузку товара, получение оплаты) или задавать свои собственные, с учетом особенностей деятельности компании.
Администрирование офиса
С этим связан ряд процессов, большинство из которых можно автоматизировать:
- вести учет расходных материалов, вовремя пополнять их (это может быть как бумага для принтера, так и средства для уборки или продукты для офисной кухни);
- управлять освещением — использование световых сценариев для разных условий и событий;
- управлять микроклиматом — контроль температуры, влажности, интенсивности вентиляции, загрязнения воздуха;
- работать с отдельными устройствами — поднимать, опускать жалюзи или экраны проекторов, открывать, закрывать окна, перемещать мобильные перегородки, включать, отключать мультимедийное и другое оборудование;
- контролировать доступ — регистрировать количество посетителей, ограничивать доступ во внутренние помещения, обеспечивать защиту от несанкционированного проникновения, контролировать время прихода и ухода сотрудников.
Защита данных
Информационная безопасность — одно из главных направлений автоматизации. Она обеспечивает контроль доступа к данным. Устанавливая и распределяя права доступа, можно защищать сведения от просмотра, копирования или изменения. Это нужно не только для сохранения конфиденциальности информации, но и для ее защиты от ошибок, случайного удаления или редактирования.
Важное направление — антивирусная защита. Вирус может красть, подменять, уничтожать данные, и все это влечет убытки. Хорошая система защиты исключает заражение, а также предотвращает установку любого потенциально опасного, вредоносного программного обеспечения.
Нужно автоматизировать резервное копирование данных. Оно выполняется с определенной периодичностью. Обычно резервные копии хранятся на отдельном носителе или в облаке. Если резервное копирование выполняется, даже при повреждении данных их можно восстановить из копии.
Заключение
Автоматизировать можно не только эти, но и многие другие задачи. Их выбор зависит от того, как организован офис и деятельность компании. Подходить к автоматизации нужно системно, чтобы улучшить условия для сотрудников и показатели эффективности, а также обеспечить экономию времени и ресурсов.