Как открыть свой магазин

19.09.2023 15:04:00

Содержание:

Девушка вешает на двери магазина табличку Открыто

Розничная торговля обещает хорошую прибыль и кажется несложным занятием. На практике чтобы открыть магазин и сделать успешным, нужно многое предусмотреть.

Что нужно знать до открытия

Предпринимателю нужно решить, что именно он будет продавать, каким будет формат торговли и какие основные и дополнительные документы нужно будет оформить. Вид товара выбирают с учетом спроса, потенциальной прибыли, а также особенностей хранения и правил его продажи. Лучше заранее оценить уровень спроса, а также изучить конкурентов, чтобы использовать их сильные стороны и не повторять ошибок.

Формат торговли может быть любым: офлайн или онлайн, с открытой выкладкой, закрытыми прилавками, с доставкой товаров под заказ. Это во многом зависит от выбранного товара: например, для продуктов или канцтоваров удобнее выкладка с открытым доступом, а для кухонь на заказ лучше сделать шоу-рум с образцами продукции.

Набор документов зависит от вида товара, от размещения магазина, от статуса предпринимателя. Лучше заранее уточнить, какие именно документы потребуются, и начинать готовить их еще до открытия.

Какое понадобится помещение

Есть несколько вариантов:

  • нестационарные объекты — палатки, уличные прилавки;
  • отдельные помещения;
  • арендованная в торговом центре площадь.

Проще всего начинать с небольшого павильона, прилавка или палатки, если товар позволяет использовать подобный формат. Для такого объекта нужен минимум документов и вложений.

В торговом центре будет хорошая проходимость, но вложений понадобится больше. Нужно будет оплатить аренду на несколько месяцев вперед, оформить витрину, зал. У торгового центра могут быть нестандартные требования к организации работы торговых точек. Их придется выполнить, чтобы получить место.

Также можно выбрать здание или несколько комнат в нем с отдельным входом с улицы. У арендодателя нужно уточнить, можно ли будет установить вывеску, удастся ли оформить торговые залы «под себя», есть ли парковка для клиентов, сотрудников, а также для транспорта, доставляющего товар.

Независимо от формата торговли важно правильно выбрать место: заметное покупателям, с хорошей проходимостью, без прямых конкурентов рядом.

Сколько стоит открыть магазин

Расходы нужно посчитать заранее. Для открытия понадобится:

  • арендовать торговую площадь на несколько месяцев, внести предоплату за аренду;
  • подготовить вывеску, оформление витрин, торговый зал;
  • закупить оборудование: торговое, кассовое, для хранения товара;
  • начать продвижение: лучше рекламировать вашу торговую точку еще до ее открытия;
  • закупить товар: нужно сформировать товарный запас минимум на 1–2 недели работы;
  • нанять сотрудников: продавцов, грузчиков, бухгалтеров, администраторов — численность штата зависит от масштаба проекта.

На некоторых пунктах можно сэкономить, например, нанять только одного продавца, а остальную работу выполнять самому, а также самостоятельно заняться продвижением. Не стоит экономить на оформлении, оснащении зала, на вывеске, на качестве товара.

Пошаговая инструкция

При открытии любого бизнеса лучше составить план. Это поможет не упустить ничего важного, заранее продумать все действия, определить точные сроки открытия. Чтобы запустить торговое предприятие, можно использовать следующую инструкцию.

Ноутбук и терминалы оплаты на прилавке магазина

Выбор ниши

Определите, с каким товаром вы будете работать, в чем будут его особенности, чем ваш ассортимент будет отличаться от ближайших конкурентов. От этого зависит формат продажи, стратегия развития, целевая аудитория. Выбор ниши влияет на расположение торговой точки, оформление зала, стандарты обслуживания покупателей и многое другое.

Анализ конкурентов

Нужно проанализировать компании, работающие в выбранной вами нише. Для этого удобно составить таблицу и вносить в нее собранную информацию. Искать сведения проще всего в интернете. Нужно узнать:

  • сколько у вас прямых конкурентов;
  • какой у них ассортимент;
  • чем он отличается от вашего;
  • какие (хотя бы примерно) у них объемы продаж;
  • где находятся их торговые точки;
  • какие каналы продвижения они используют;
  • чем они лучше или хуже вас.

Конкурентов нужно анализировать не только при открытии, но и периодически во время работы. Это поможет правильно развивать бизнес, сохранять старых и привлекать новых клиентов.

Выбор помещения

Нужно выбрать, где именно будет находиться ваша торговая точка. Для этого:

  • определите район, в котором вы планируете торговать, с учетом проходимости, наличия потенциальных покупателей и стоимости аренды;
  • определите требования к торговым залам: площадь, планировка, оснащение, возможность ремонта;
  • решите, какие характеристики должны быть у вашего объекта: например вход только с улицы, наличие подъезда для грузового транспорта, парковки для клиентов, уличной витрины.

Можно искать торговую площадь через интернет с помощью сервисов объявлений. Другой вариант — пройтись по выбранному району, поискать объявления о сдаче. Чтобы арендовать площадь в торговом центре, нужно обратиться прямо к его администрации.

Подготовка бизнес-плана

Его составляют в несколько этапов:

  • подробно расписывают, подсчитывают все расходы, связанные с открытием;
  • определяют, какими будут регулярные, ежемесячные расходы (зарплата сотрудникам, расходы на аренду, коммунальные платежи, налоги, другие обязательные платежи;
  • рассчитывают потенциальную ежемесячную прибыль.

Бизнес-план поможет понять, когда вложения окупятся, сколько нужно будет потратить на старте и до тех пор, пока торговая точка не начнет приносить полноценную прибыль.

Оформление документов

Новое предприятие следует зарегистрировать. Для этого предпринимателю нужно оформить самозанятость, ИП или ООО, а также выбрать систему налогообложения. Торговля товарами некоторых категорий лицензируется или требует разрешения. Уточните, понадобится ли вам лицензия. Когда документы будут готовы, оформите расчетный счет. Он необходим для расчетов с поставщиками, арендодателем, другими контрагентами.

Поиск поставщиков

Заняться поиском можно еще во время выбора ниши. Определите, какие компании могут оптом поставлять ваш товар, выберите те, в которых вас устроит ассортимент, цены, условия работы.

До начала работы нужно уточнить:

  • цены на товар;
  • ассортимент;
  • условия оплаты;
  • наличие бонусов, скидок, условия их получения;
  • сроки поставки;
  • размер минимальной партии;
  • условия возврата, обмена;
  • необходимость оставить депозит.

Небольшие торговые предприятия обычно работают минимум с 2–3 поставщиками. Это позволяет находить лучшие условия, гарантирует стабильные поставки.

Даже если вы выбрали поставщиков, продолжайте отслеживать условия, цены в других компаниях, чтобы не пропустить более выгодные предложения.

Подготовка торговых залов

Проведение ремонта согласовывается с арендодателем. В зале нужно установить торговое оборудование: витрины, прилавки, стеллажи. Если вы торгуете продуктами, понадобятся холодильные, морозильные лари. Оборудование также может требоваться в складских, подсобных или других помещениях. До открытия может понадобиться подготовка входной зоны, витрин, фасада у входа и вывески.

Торговый зал магазина, полностью готовый к открытию

Отдельный этап подготовки — установка кассового оборудования. Для этого нужно:

  • купить или арендовать онлайн-кассу;
  • если электронной подписи нет, оформить ее;
  • выбрать оператора фискальных данных, заключить договор;
  • зарегистрировать кассу в налоговой.

После регистрации кассы нужно подключить эквайринг, чтобы клиенты могли рассчитываться банковскими картами. Это можно сделать в том же банке, в котором открыт расчетный счет.

Поиск и оформление сотрудников

Определите, сколько сотрудников вам нужно. Обычно при открытии нанимают одного или двух продавцов, а бухгалтерией, управлением занимается сам владелец. Если торговое предприятие будет большим, лучше составить штатное расписание. Оно определяет количество работников, их графики, обязанности, зарплаты.

Каждого сотрудника нужно официально оформить: заключить трудовой договор, выпустить приказ о приеме на работу, зарегистрироваться в фондах, начать платить взносы.

Начало продвижения

Незадолго до открытия магазина желательно заняться рекламой. Это поможет привлечь покупателей с самых первых дней работы. Для этого можно:

  • повесить в витрине или на входной двери большой плакат со словами «Скоро открытие»;
  • завести коммерческие аккаунты в социальных сетях, начать их продвижение;
  • напечатать листовки, распространять их с помощью промоутеров или доставки;
  • анонсировать праздник или день открытых дверей в честь открытия;
  • сделать рекламные публикации на городских новостных сайтах, в городских сообществах в социальных сетях о том, что вы открываетесь.

После открытия важно продолжать продвижение: вести соцсети, давать рекламу, стараться удерживать старых и привлекать новых покупателей.

Приемка первой партии товаров

Завезти товары лучше за несколько дней до открытия. Тогда будет запас времени на то, чтобы выложить их в торговом зале, оформить поступление, установить цены. При выкладке товаров нужно оформить ценники. У всех поступающих товаров нужно проверять маркировку в системе «Честный знак». Маркировка обязательна не для всех товарных категорий, но их список постоянно расширяется.

Автоматизация, и почему она важна

Для торговых предприятий существует несколько направлений автоматизации.

Переход клиентов на самообслуживание

Переход на самообслуживание возможен при продаже товаров некоторых категорий, например:

  • продукты;
  • косметика, парфюмерия;
  • канцтовары;
  • зоотовары;
  • игрушки, товары для детей;
  • товары для дома;
  • мелкая бытовая техника.

Товары выкладываются в открытом доступе. Покупатели свободно перемещаются по залу и сами берут то, что им нужно. Такая выкладка экономит площадь — в открытом доступе разместится больше товаров, чем на витринах.

Продавец на кассе в магазине с самообслуживанием

Чтобы улучшить продажи, важно:

  • правильно спланировать зал, четко разделить товарные категории, предусмотреть навигацию;
  • предусмотреть описания товаров;
  • использовать ценники, таблички, стикеры для привлечения внимания к товарам со скидкой, к новинкам;
  • поддерживать правильную, аккуратную выкладку на витринах.

Даже при самообслуживании в зале должен находиться консультант, который сможет помочь покупателю, проконсультировать его. Также нужно организовать видеонаблюдение, причем в торговом зале не должно оставаться «слепых», зон, которые не просматриваются. Самообслуживание может быть полным, когда даже расчеты покупатель проводит самостоятельно, с помощью специального терминала — такие стоят в супермаркетах.

Автоматизация учета и отчетности

Для автоматизации учета и отчетности используют специальные программы. С их помощью решают следующие задачи:

  • фиксируют приходы, расходы;
  • планируют регулярные платежи — оплату аренды, коммунальные платежи, зарплату сотрудникам;
  • принимают, списывают товар, контролируют его количество;
  • отслеживают оборачиваемость, корректируют ассортимент;
  • заранее планируют закупки с учетом товарных остатков;
  • рассчитывают размеры заработных плат, планируют их;
  • рассчитывают налоги, другие обязательные платежи;
  • формируют отчетные документы для налоговой, отправляют их;
  • ведут переписку с контрагентами, планируют платежи в их адрес.

Правильно настроенная система учета помогает автоматизировать целый ряд рутинных действий. Это экономит время, снижает риск ошибок, например при приемке товарных партий или при проведении расчетов с покупателями. Некоторые из таких систем помогают в оптимизации работы: они формируют удобные отчеты и аналитику, по которым можно отслеживать спрос, востребованность тех или иных товаров, «зависшие» на складе позиции.

Система управления взаимоотношениями с клиентами

В такой системе регистрируют каждого клиента, например, при выдаче ему карты лояльности. В дальнейшем она позволяет видеть:

  • какие товары покупал клиент, какова сумма его покупок;
  • как часто он к вам приходит;
  • предпочитает ли он новинки или товары со скидками;
  • были ли у него возвраты, если да, то много ли их было;
  • другие важные сведения.

Используя эту информацию, можно улучшать обслуживание клиента: предлагать ему персональные акции, скидки или подбирать товары с учетом его предпочтений. Такая система будет полезной даже в небольшом магазине — она помогает создать у покупателя ощущение, что здесь его помнят, ценят, что к нему особое отношение, а это всегда идет продажам на пользу.

К списку статей