Как составить договор аренды помещения

10.12.2020 13:31:00

Наиболее распространенная практика получения помещения для бизнеса под производственный цех, склад или офис, это его аренда. Собственник или управляющий бизнеса для этого должен заключить соответствующий договор, в котором будут прописаны права и обязанности сторон – арендодателя и арендатора.

Подвохи и подводные камни

Доверить составление договора лучше всего профессиональному юристу. Специалист сможет проверить, соблюдены ли все законодательные нормы и полноправны ли стороны. Гражданский кодекс не выделяет договор аренды в отдельную статью, поэтому к нему применяются другие статьи, описывающие порядок действий с документами аналогичного характера. Стоит отметить, что в статьях указана поправка «если иное не предусмотрено самим соглашением», поэтому к подготовке документа стоит отнестись с особым вниманием.

Итак, как правильно составить договор аренды нежилого помещения?

В нем обязательно необходимо указать:

  • • Предмет соглашения.
  • • Размер арендной платы и порядок расчетов.
  • • Срок действия.
  • • Условия изменения и прекращения.
  • • Ответственность сторон.

Предмет договора – помещение – должно иметь конкретные характеристики. В частности, требуется прописать его точный адрес, номер по кадастру, площадь и т.д. Если помещение входит в состав комплекса, его характеристиками будут расположение в здании, инвентарный номер и площадь.

Сдавать в аренду помещение имеет право собственник или лицо, обладающее правом распоряжаться недвижимым имуществом. Подтверждением этих прав являются следующие документы:

  • • Договор купли-продажи, свидетельство о наследстве и пр.
  • • Выписка из ЕГРН.
  • • Доверенность на право распоряжение имуществом (если арендодатель не является собственником).

При этом арендодателем и арендатором может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Следует соблюсти и другие правила:

  • • Составить договор не менее чем в 2 экземпляров для каждой из сторон, подписать каждую страницу.
  • • Проверить точные данные об объекте договора (адрес, кадастровый или инвентарный номер, площадь).
  • • Прописать права и обязанности сторон, в которых будут прописаны не только стандартные положения, но и обязательства по «юридической чистоте» сделки.
  • • Указать размер и периодичность внесения арендных платежей, указать, какие именно расходы в них входят (коммунальные платежи, плата за пользование телефонной связью, интернетом и другими коммуникациями). Арендная плата может вноситься раз в квартал или ежемесячно – по согласованию сторон.

Регистрация договора

Если договор составляется на срок до 12 месяцев, его можно составить в простой письменной форме и скрепить его подписями с двух сторон. Не регистрируется также договор, заключенный на срок 12 и менее месяцев, который по истечении срока действия автоматически пролонгируется при отсутствии возражений сторон.

Если договор заключается на 12 и более месяцев, требуется зарегистрировать его в Росреестре. Только после этого он будет признан действительным и сможет вступить в силу. Это требование прописано в ст. 651 ГК РФ. Регистрация сделки в Росреестре несет преимущества и для арендодателя, и для арендатора. Арендатор получает право списывать арендные платежи как расходную часть, а для подтверждения этого факта может использовать зарегистрированный договор как подтверждение. Кроме того, обе стороны демонстрируют стремление к долгосрочному сотрудничеству.

Регистрацию договора можно доверить профессиональному юристу либо обратиться в компетентный орган с самостоятельно собранным пакетом документов (общий для всех).

  • • Заявление о регистрации.
  • • Договор в трех экземплярах с подписями сторон.
  • • Паспорт заявителя.
  • • Подтверждающий уплату пошлины документ.

Юридические лица с общему пакету документов должны приложить:

  • • Протокол о назначении директора, представляющего интересы юридического лица.
  • • Доверенность на представителя с подписью директора, если сделку представляет не директор лично.
  • • Устав предприятия, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о присвоении ИНН и ОРГН.

Передача помещения осуществляется после осмотра и подписания акта. В акте важно указать текущее состояние помещения и обозначить недостатки, если таковые имеются.

К списку статей